Нижний мир и его обитатели


ЗАКАЗАТЬ УСЛУГИ МАСТЕРА НА САЙТЕ
 http://andrey-efimenko.com/

Нижний мир и его обитатели


Владыкой Нижнего мира является мрачный брат Нума - Нга. Повелителю подземных сфер подчиняются многочисленные помощники, а также духи-посыльные, отправляющиеся за челове­ческими душами. Нга имеет небесное происхождение, у него есть жена и семь сыновей. О сыно­вьях почти нет сведений, известно лишь, что они управляют подземным царством, как и отец.
Наиболее страшными обитателями Нижнего мира ненцы считают тех духов, которые насыла­ют болезни: Хабцянго Минрена, Мэдна, Нгуцяда, Хансосяда, Тэри Нгамгэ, Сустана, Мал'Тэнга и др. Духи подземного мира располагаются в разных частях этой мифической территории. Хабцянго Минрена живут в северной ее части и делятся на группы. Ближе всего к людям находятся духи легких болезней.
Ненцы полагают, что при своевременном жертвоприношении Нга не только не беспокоит лю­дей, но даже старается оградить их от своих злых духов-помощников. В случае отсутствия жертв или недовольства ими он насылает несчастья, болезни, смерть. В Нижнем мире, по представле­ниям ненцев, обитают души злых людей, самоубийц и преступников. Они выступают в роли злых духов, приносящих страшные болезни и несчастья. Обитатели подземных сфер не видят пришель­цев с земли, попытки людей разговаривать с ними оказываются бесполезны: духи принимают челове­ческую речь за треск огня.
Как уже отмечалось, по религиозным воззрениям ненцев, род человеческий находится под постоянным влиянием двух противостоящих друг другу сил - добра и зла, света и тьмы. Первая из них обитает наверху, на небе, вторая заключена в недрах холодной, застывшей земли. Между ними находится полная жизни земная поверхность. Пока брат Нума, Нга, живет во тьме, а сам Нум пребывает на небе, во Вселенной будет сохраняться постоянный порядок - такой, какой они создали. Земля очень близка и даже родственна людям, поэтому каждый человек приносит Нуму - творцу земли жертвы и дары, чтобы проявить свою благодарность и почитание. Бог Нга в ненецком пантеоне - фигура более четко очерченная и однозначная, чем Нум. Это властелин под­земного мира, в котором нет ни солнца, ни луны. Когда-то Нга выпросил солнце у Нума, и на земле стало темно. Люди обратились к Нуму с просьбой вернуть солнце, так как много народа погибло от хо­лода. Но Нга не захотел отдавать солнце, и тогда Нуму пришлось применить хитрость, чтобы забрать светило. С тех пор на земле в зимний период бывают полярные ночи.
Образ Нга вызывает страх - страх перед силами тьмы, преследующими людей, из-за чего человек никогда не чувствует себя в безопасности. Это заставляет искать способ, позволяющий узнать заранее о намерениях злых духов. Однако духи так могучи и их проявления настолько не­постижимы, что человек не отваживается вступать в непосредственное общение с ними. Он знает, что силы добра сильнее сил зла. Но эти силы бывают изменчивы, о чем свидетельствует сама жизнь человека, судьбой которого они управляют. Следовательно, самый верный способ - при­бегнуть к помощи шаманов самбдорта. Благодаря посредничеству своих предков они способны вступать в связь с силами Нижнего мира и, ублажая их дарами, предотвращать грозящие человеку несчастья.
Под землей ярусами располагаются семь подземных миров, объединенных общим названием нгылад'нянгы. Первый ярус находится под населенной людьми землей. На нем живут маленькие человечки сихиртя. Небом для них служит земля людей. Они также занимаются оленеводством, только оленей им заменяют мамонты - я'хора ('земляные олени'). Второй ярус простирается ни­же подземных вод. Там живут мифические существа Судбя, Я'Вол, Вэнм'Вэсота, Мал'Тэнга, Тун­гу". Третий и четвертый ярусы занимают духи болезней: Хабцянго Минрена, Мэдна, Хансосяда, Тэри Нгамгэ и др. Пятый ярус заполняют земляные мифические черви Я'Халы и другие злые ду­хи. Шестой и седьмой ярусы - владения Нга и его сыновей, на восьмом и девятом он восседает на своем троне и отсюда отправляет на землю, где обитают люди, злых духов. Во всех подземных мирах царит вечный мрак. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Могильным холодом веет от его слуг, когда они приходят к умирающим, чтобы за­брать их души в Нижний мир. Однако не всем душам предстоит переселение в подземные сферы.
По представлениям ненцев, после погребения душа покойного отправляется в путешествие по вышним судам, которое длится очень долго. Чтобы во время путешествия душу не перехватили злые духи, ее сопровождает шаман. В ином мире душу встречают и затем также сопровождают два духа - злой и добрый. Дорога к месту суда богов Нума и Нга полна разных препятствий и опасностей. В частности, душе умершего предстоит пройти через попутные селения. Старики не­охотно рассказывают о них, но ясно, что душа человека, совершавшего зло, подвергается нападе­нию духов этих селений. И здесь шаман должен проявить максимум изобретательности, чтобы спасти душу для суда.
Когда, наконец, душа достНгает места суда, духи добра и зла сообщают Нуму и Нга о делах и поступках покойного, а также перечисляют, какие препятствия и трудности на пути в мир мертвых душа преодолела, а какие - нет. Помощники богов отмечают зарубками на особом посохе добрые и злые дела. Если добрых поступков у человека больше, чем злых, Нга не имеет над ним власти и решает его судьбу Нум. Глядя на сделанные помощником зарубки, Нум определяет мес­тожительство души. Душу человека, совершавшего добро во имя добра, Нум забирает в мир не­божителей. Душа человека, который жил на земле делая добро, но требовал за это платы, попа­дает в селение своих предков. Души людей, в поступках которых преобладало корыстолюбие и честолюбие, Нум превращает в животных, приносящих пользу на земле.
Только душу плохого человека духи зла тащили в подземное царство на самый нижний его ярус. В течение нескольких лет душа злого человека служила Нга, выполняя его поручения, а по­том он определял ее местожительство. Если человек при жизни убивал, то Нга превращал его душу в насекомое или земляного червя, который вспахивал землю в подземном царстве. Души остальных грешников подвергались другим наказаниям.
У ненцев существуют мифы и сказки о посещении того света живыми людьми. Один из самых характерных рассказов такого рода принадлежит жителю ямальской тундры Окотэтто Хону.
Однажды оленевод Лардю уснул крепким сном и увидел, что его окружили странные люди. Они подняли его и понесли к пропасти. Лардю не смог сопротивляться, так как его тело не слушалось. Бросили его с высокой сопки в пропасть. Долго летел Лардю, пока не упал на дно. Он поднялся и пошел. Впереди увидел речку. Перебравшись благополучно на другой берег, он встретил двух духов. Один был черный, а другой светлый. Лардю спросил, кто они. Те отве­тили: дух зла и дух добра. Взял Лардю их в товарищи. Пошли по широкой дороге, ведущей на запад. На пути им встретился Вэнм'Вэсота. Вздрогнул Лардю, но не подал виду, что на миг испугался. Вступил с ним в борьбу.
Три дня длилось сражение, и на четвертый день победил он чудище. Связал его и понес вместе с духами в царство Нга. Вокруг Лардю стали летать тени умерших. Чуть слышны были стоны, подобные легкому ветерку. Многих узнал Лардю, но не смог с ними заговорить. Молчали они, да и не мог слышать их Лардю. Не пришла его пора понимать речь духов подзем­ного царства. Много опасностей пришлось встретить Лардю, пока не достиг он края земли, где его ждали Нум и Нга. С изумлением смотрел Лардю на Нума и Нга, которые мирно беседо­вали. У трона Нума и Нга сидят судьи, рядом с ними - помощники.
Взглянули они на Лардю и обратились к духу добра и духу зла, чтоб рассказали о делах его на земле. Здесь оба спутника Лардю стали рассказывать о его поступках. Дух добра описывал все его добрые дела, в то время как дух зла сообщал о дурных. Судьи записывали услышанное в особую книгу. Выслушав судей, Нум и Нга отделили от Лардю его тень, которая подошла к ним. Затрепетала тень Лардю перед грозными богами и стала рассказывать о жизни на зем­ле. Удивился Лардю и обратился к тени с вопросом, кто она. Тень ответила, что она - мысли его, дела и совесть. Посоветовались между собой Нум и Нга и сказали, что Лардю рано отхо­дить в мир теней. Ему предстоит пройти все слои неба и ярусы подземного мира, чтоб стать шаманом. После посвящения Лардю будет лечить людей и отвращать от них беду. Как только они произнесли свой указ, Лардю соединился со своей тенью. Два товарища - дух добра и дух зла - повели его в сторону восходящего солнца и там покинули. Дорогу домой Лардю нашел быстро. Дома его ждал шаман Хадю, который готовил место для ритуала посвящения Лардю в шаманы разряда си'мя.
Аналогичный рассказ о шамане Вэхэля я слышал от сказителя Худи Тосана.
Изложенный материал позволяет думать, что сложная иерархия духов, составляющая содер­жание ненецкого политеизма, сложилась у этого народа задолго до прихода русских в Сибирь и на европейский Север. Поворотным пунктом в истории коренного населения Ямало-Ненецкого авто­номного округа явилось присоединение Обдорского края к России. Появление новых видов хозяй­ственной деятельности, влияние культуры русского и коми-зырянского народов, распространение христианства - все это отразилось на традиционных взглядах и культуре хантов, ненцев, сельку­пов. Изменились представления о функциях старых богов и духов, к прежним духам-хозяевам до­бавились новые, других видов, увеличилось число духов болезней. В пантеоне народов Крайнего Севера появилось общенародное божество - Николай Чудотворец. На понятиях о загробной жиз­ни и погребальных обрядах также сказалось влияние христианства.
Известно, что серьезные попытки обратить ненцев в православие были предприняты лишь в прошлом веке. В 1822 году архангельское духовное правление направило в тундру священника Феодора Истомина, поручив ему увещеваниями обращать в христианскую веру северные народы [Хомич, 1979, с. 12]. Больших успехов эта деятельность в ненецкой среде не имела. В "Отчете Обдорской духовной миссии Березовского уезда за 1916 год" говорилось: "Религиозные представ­ления инородцев слишком неопределенны и первобытны. Идея единого Бога смутно сознается ими. Религиозный их культ шаманизм или шаманство, одна из самых древних религий челове­чества..." [Цит. по: Ямал..., 1995, с. 237]. Анализ полевых материалов подтверждает вывод о том, что ненцы по сравнению с некоторыми другими народами Севера и Сибири были меньше подвер­жены христианизации и русскому влиянию. Соответственно шаманизм у них дольше, чем где-либо, сохранял свою мировоззренческую целостность и социальные функции.

Комментариев нет: